Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
- Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером.
- Помните, что переутомление способствует снижениюсамоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть.
- Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля.
- Не прибегайте к физическому наказанию! Если естьнеобходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка.
- Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однакочувствительны к поощрениям.
- Составьте список обязанностей ребенка и повесьте егона стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.
- Не давайте ребенку поручений, не соответствующих егоуровню развития, возрасту и способностям
- Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телефона, телевизионных передач.
- Избегайте, по возможности, больших скоплений людей
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется двумя компонентами: невнимательностью и гиперактивность
Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка
в данном случае – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский
и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может.
Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его
Невнимательность:
С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр
Часто допускает ошибки из-за небрежности
Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь
Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца
Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания
Избегает задания, требующие длительной концентрации
Часто теряет свои вещи
Легко отвлекается на посторонние стимулы
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
Гиперактивность:
Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках
Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.
Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо.
Часто бывает болтливым
Часто отвечает на вопросы, не задумываясь
и выслушав их до конца
Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях
Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места
Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы
Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор»
СОВЕТЫ:
- Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.
- Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку.
- Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.
- Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Не допускайте ссор в присутствии ребенка.
- Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности.
- Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь.
- Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания