rubeen
Регистратура:+375 17 195-17-73
Справка:+375 17 195-53-94

Насилие над детьми

НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК СТАЛ ЖЕРТВОЙ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Это: ласка, эротизированная забота; демонстрация ; половых органов, использование ребенка сексуальной стимуляций взрослого; изнасилование или растление, оральный, генитальный контакт; сексуальная эксплуатация (порнографические материалы с детьми); проституция.

БЕЛОРУССКАЯ СТАТИСТИКА

  • 1807 детей стали жертвами преступления против половой неприкосновенности и половой свободы за последние шесть лет (2009 - 2015);
  • в Беларуси расследуется не более 15-20% от общего числа преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних" И это еще оптимистическая оценка;

- 17 дружеских комнат опроса для детей, пострадавших от насилия, открыты по всей Беларуси в каждом —  областном центре и по нескольку в областях; ^

- жертвами «Банды Д. и велосипедистов» в 1989 - 2013 годах стали более 10000 белорусских мальчиков - как детей-сирот, так и воспитывавшихся во вполне благополучных семьях.

- в 2008 году было раскрыто 238 таких преступлений (2009 - 270, 2010 - 269, 2011 - 165, 2012 - 238, 2013 369,2014-412}

- в Беларуси всего 23 детских врача-психотерапевта, которые занимаются реабилитацией детей, пострадавших в результате психотравмы

ШАГ ПЕРВЫЙ

Фиксируем признаки

  1. Ребенок в ранее нехарактерной для него мере становится замкнутым. Стоит насторожиться, если ваш обыкновенно отзывчивый и энергичный ребенок резко оборачивается застенчивым и скрытным, трудно идущим на контакт. Зачастую мальчик или девочка, переживший(-ая) сексуальное насилие, чувствует стыд, смущение и замешательство относительно произошедшего, и поскольку в силу своего возраста дети еще не наловчились четко и ясно осознавать и выражать свои чувства, то хранят и блокируют их в себе. Ребенок длительное время ведет себя тише обычного - тревожный сигнал, который не терпит игнорирования.

* Застенчивость, замкнутость и скрытность - универсальные реакции ребенка на различные негативные для него события, будь то развод родителей, травля со стороны сверстников или любые другие. Однако в совокупности с иными, прописанными ниже, признаками такое поведение может стать еще одним доказательством в пользу того, что ваш ребенок стал жертвой сексуального насилия.

  1. Поведение ребенка не соответствует его возрасту - происходит откат на несколько лет назад.

Специфический симптом того, что ребенок пережил сексуальное насилие. Приведем примеры такого поведения:

  • ребенок снова начинает писаться по ночам;
  • ребенок впадает в истерику или проявляет агрессию без видимых на то причин;
  • после того как вы отводите ребенка

в детский сад, школу или кружок, он / она хватается за вас, не отпускает и начинает плакать, как только понимает, что вы собираетесь уходить.

  1. Кошмары и иные расстройства сна.

Деткам часто снятся кошмары, да и бессонницы периодически их преследуют, и не стоит паниковать из-за пары-тройки таких ночей. Тем не менее, если ваш ребенок уже неделю (и есть подозрение, что одной такой неделей дело не ограничится) как видит во сне кошмары, плачет, когда перед сном вы покидаете его комнату, и не может заснуть в своей постели один (пытается перебраться в родительскую кровать), вам необходимо предпринять шаги по установлению причин таких нарушений.

  1. «Подозрительные» игры.

Иногда дети, подвергшиеся сексуальному насилию, неосознанно воссоздают случившееся во время игры с другими детьми или с помощью игрушек. В таких случаях игры ребенка приобретают явный сексуальный оттенок, притом что девочка или мальчик не смогут вам объяснить, почему игра имеет такую, а не иную форму.

К примеруfребенок трогает и заостряет свое игровое внимание на местах кукол или плюшевых игрушек, которые соответствуют интимным местам людей. Ребенок ставит куклы в позы, имитирующие сексуальный (оральный, анальный, вагинальный) акт.

Он или она прикасается к интимным местам других детей во время игры.

  • * Ребенок произносит до сих пор неизвестные ему слова, несущие в себе сексуальный подтекст либо относящиеся к анатомической («генитальной») терминологии, но при этом не может дать им определения,

* * * Это нормально, когда ребенок проявляет интерес к своим гениталиям он изучает, он любопытствует, развивается. Ненормально, когда ребенок имитирует, «зеркалит» взрослое поведение в отношении своих гениталий. К примеру, производит действия, ассоциируемые с мастурбацией (дети никогда! не трогают свои интимные места с целью получить удовольствие).

  1. Резкая перемена характера»

Искренний, общительный и веселый ребенок превращается в болезненно угрюмого недотрогу, в момент изменившего свой привычный уклад детской жизни: другие игры, новые друзья. И наоборот. Скромный, тихий и стеснительный малыш превращается в невротичного, требующего постоянного внимания, буйного ребенка. Частые, без видимых на то причин перепады настроения.Некоторые дети скромны от природы, но каждый родитель в состоянии отличить типичное для своего чада проявление скромности от приступа страха или паники.Присмотритесь к местам, событиям и людям, которые внезапно стали вызывать несвойственное до этого момента отвращение у малыша: детский сад, школа, поездкак родственникам на выходные, еженедельные тренировки по хоккею, или гимнастики.

  1. Нездоровая реакция на определенные локации (места) и конкретных людей.

Ребенок начинает настойчиво проявлять нежелание находиться в привычном для него месте (двор, кружок, школа, квартира) или рядом с конкретным человеком, который к тому же вызывает у него реакции побега, попытки спрятаться, оцепенения, плача, крика.

7.Телесные повреждения.

Насильник редко оставляет следы на теле ребенка, но все же: - боль, кровотечение или выделения, изменение цвета (все в области рта, влагалища и ануса); - боль при мочеиспуска­нии и испражнении; - синяки вокруг гениталий; синяки (следы прикуса) на шее и других местах с тонкой кожей.

  1. Нормы сексуального поведения для ребенка.

Следует различать адекватное и неадекватное возрасту

сексуальное поведение малыша. Так, к нормам сексуального поведения ребенка (О - 5 лет) относим:

- использование ребенком исключительно простого, образного детского языка при описании интимных частей человеческого тела или аналогичных мест на поверхности куклы или игрушки;

  • проявление интереса к вопросу о том, откуда берутся дети;

касание и исследование своих интимных мест, проявление интереса к устройству своего тела.

ШАГ ВТОРОЙ

Ваш самый первый разговор  с ребенком о том , что случилось

  1. Безопасность.

Ребенок должен чувствовать себя в безопасности во время беседы. Сексуальное насилие - сложнейший предметобсуждения как для родителей, так и для ребенка, поэтому критично, чтобы разговор состоялся в максимально комфортной среде. Подгадайте свободный момент,

когда ни сыну / дочери, ни вам не надо никуда торопиться. Предложите ребенку поговорить, заранее предупредив о том, что намерены задать некоторые вопросы, честные ответы на которые не повлекут за собой никаких негативныхпоследствий для ребенка.

* В течение разговора важно занять и сохранять позицию не осуждения и поддержки. Исключены выражения сомнения, недоверия к описываемой ребенком ситуации и обесценивание или утрирование того, чем он / она с вами делится. По-человечески крайне трудно сдержать агрессию как реакцию на рассказ ребенка, однако это необходимо сделать, ведь ребенок может принять ее на свой счет.

  1. Задаем ребенку вопрос о том, была ли нарушена его / ее сексуальная неприкосновенность.

Как только вы убедились в том, что ребенку с вами сейчас комфортно, аккуратно начните предметный разговор. Главный вопрос можно сформулировать следующим образом: «Прикасался (просил, собирался) или производил ли иные манипуляции кто-то когда-либо к твоим интимным местам (с твоими интимными местами)?». При описании частей тела, к которым не должны прикасаться или проявлять интерес другие люди,используйте простые слова и выражения, знакомые вашему ребенку.

* Если ребенок отвечает «Да», завершайте разговор в той же манере. НЕ просите рассказать больше о конкретном случае. НЕ задавайте уточняющих вопросов. Заканчивайте разговор спокойным тоном, нейтрально. Ваша задача - НЕ навредить.

* Важно! Сексуальное насилие не всегда оставляет негативные впечатления у ребенка. Поэтому наводящие фразы типа «причинил боль», «трогал неправильным; плохим образом» могут не найти отклика и ассоциаций у ребенка, в результате чего прозвучит ответ «нет», хотя факт растления мог иметь место.

  1. Если ребенок говорит «Нет» или отмалчивается, задаем малышу / малышке вопрос о причинах изменения в его / ее поведении, которые и стали причиной происходящего разговора.

 К примеру, вы можете сказать, что заметили его / ее страх перед походом на тренировку, в детский сад, школу, которого раньше не наблюдали, и хотели бы узнать о его истоках: «Ты стал застенчивым (агрессивным, скрытным и т. д.). Почему? Я беспокоюсь и хотел(-а) бы поговорить об этом». Должен прозвучать конкретный вопрос о том, стало ли определен­ное событие или конкретный человек причиной перемен в поведении.

  1. Секрет.

Часто насильник берет обещание у ребенка хранить то, что происходило (происходит), в секрете; не исключено и запугивание ребенка преступником с целью сокрытия злодеяния. Если ваш ребенок подтверждает, что обещал(-а) никому не рассказывать, объясните ему / ей, что существуют ситуации, когда раскрыть тайну - это норма, и никто от этого не пострадает, в особенности «ты, малыш».

  1. Поддержка.

 Перво-наперво заверьте вашего ребенка, что у настоящего разговора есть одна лишь цель - вы хотите уберечь его / ее или помочь от (в) опасной ситуации. Продемонстрируйте свою лояльность и поддержку. И в случае, если опасения не подтвердились, уверьте, что если его / ее сексуальная неприкосновенность однажды будет нарушена, то ребенок всегда может и должен рассказать об этом родителям

 В семьях, в которых установлены доверительные отношения между родителями и детьми, часто и бывает так: что ребенок первым рассказывает свою историю. Его нельзя прерывать. Ребенка нужно обязательно предупредить о том, что дальше с ним /ней будет разговаривать тетя или дядя (специалисты/, которым он / она опишет снова все, как было, но вы всегда будете находиться рядом.

ШАГ ТРЕТИЙ

Превенция, реакция и защита

  1. Выявляем, какие ситуации можно определить как сексуальное насилие в отношении несовершен­нолетнего.

Покушение на сексуальную неприкосновен­ность ребенка принимает различные формы. Перечислим преступные действия:

-Вступление взрослого или несовершеннолетнего ( часто старшего по возрасту) в половой контакт с ребенком вне зависимости от его формы и факта согласия/несогласия ребенка на такой контакт;

-разнообразные прикосновения к гениталиям вашего ребенка с целью удовлетворения персонального сексуального желания;

-принуждение ребенка к прикосновениям к чужим (взрослого или другого ребенка) интимным местам;

-демонстрация взрослым своих гениталий ребенку, а так же принуждение ребенка взрослым к наблюдению за различными сексуальными манипуляциями со своими половыми органами, половым актом;

Демонстрация ребенку порнографических изображений;

-фото и видеосъемка ребенка в обнаженном виде.

2.Объясняем ребенку, какие части тела интимные и неприкосновенные.

С самого раннего возраста ребенок знать о тех частях своего тела, к которым не должен проявлять интерес другой человек.

Многие родители при объясненииопределяют их [части] как

|«все те части, которые прикрываются нижним бельем, купальником, и т. д.».

Также убедитесь в том, что ребенок усвоил следующее наставление: если кто-либо попытается словесно выразить желание или дотронуться до  «этого» места, сфотографировать его или произвести в отношении малыша / малышки любое из перечисленных в пункте «Выявляем, какие ситуации можно определить как сексуальное насилие в отношениинесовершеннолетнего» действие, то ребенок должен воспрепятствовать (ответить «нет») и сразу же рассказать о случившемся родителям.

Нам нравится метод объяснения «хорошее прикосновение, плохое прикосновение, секретное прикосновение». Хорошие прикосновения- это широко употребляемые в обществе действия типа «дай пять», или одобрительное, несильное похлопывание по плечу. Плохое прикосновение – это то, что может ранить и причинить боль: пинок, толчок, пощечина, подзатыльник и т.д.

Секретное прикосновение – это прикосновение взрослого к ребенку, о котором первый попросил или заставил ребенка молчать. Предупредите ребенка, что он/она должен(на) рассказывать вам о любых «плохих прикосновениях» и «секретных прикосновениях».

* Будьте готовы к тому, что позже ребенка опросит непосредственно следователь или оперативный сотрудник милиции. У вас есть право указать в заявлении просьбу провести опрос в специальных дружественных условиях комнат опроса для детей, что будет менее травматично для ребенка. В Беларуси такие комнаты открыты по несколько в каждой области. Возможно, в районе вашего проживания такой комнаты еще нет, но это - не препятствие.

Следователи могут организовать дружественный опрос в комнате в соседнем районе, что хорошо еще и потому, что меньше шансов на разглашение конфиденциальной информации.Мы заранее готовим вас к тому,что ребенку нужно будет обязательно пройти психологическую реабилитацию после всего случившегося, так как психологическая травма, вызванная актом сексуального насилия \ над ребенком, имеет долгосрочные негативные последствия для него. Но! ни один врач, психолог или психотерапевт не сможет помочь, если специалист не будет знать причины изменений в поведении или состоянии здоровья ребенка.

  1. Обращение в милицию или Следственный Комитет.

Если по всем указанным выше признакам и из слов ребенка следует, что он / она подвергся(-лась) сексуальному насилию, то следующее ваше действие - обращение в милицию или Следственный Комитет.

Не пресечь преступление и не остановить преступника - это повторение насилия или преследование насильником вашего ребенка. Схема действий:

- наберите 102 и получите полную информацию о том, где располагается ближайший отдел милиции или подразделение Следственного Комитета;

  • в милиции или районном отделе Следственного Комитета вам предложат написать заявление по факту совершения в отношении вашего ребенка преступления;
  • в заявлении нужно указать только факты и тем языком, которым изложил ребенок в разговоре с вами. Опирайтесь на схему: «Кто? Что? Когда? Где? Как?».

 ПОСЛЕДСТВИЯ

  • 1.Токсический стресс, влияющий на ряд важных жизненных функций человека.

Стресс, который проживает ребенок на протяжении длительного времени

после ситуации сексуального насилия, оказывает на его / ее психику токсическое

и разрушающее воздействие - он же постоянно возвращается воспоминаниями

в ту ситуацию. А что такое стресс? Это выброс гормона кортизола в кровь.

А кортизол - это токсин, который влияет на ЦНС, сердечно-сосудистую

систему и т. д. Результат - отравление. Отсюда у ребенка,

которого насиловали (травмировали любым другим воздействием),

мы имеем в два раза увеличивающуюся вероятность инсультов, инфарктов,

диабета, в пять раз - риски падения успеваемости (безработица как следствие),

промискуитета, употребление наркотиков, алкоголя, депрессии

(в 30 раз возрастает риск попытки совершить суицид).В один и семь десятых

раза увеличивается риск возникновения онкологических заболеваний.

Одно лишь воспоминание «о» опять вызывает химические изменения в крови.

2.Проблемы в половой сфере, сфере межличностных отношений, а также высокий риск мультипликации насилия его жертвами, что особенно опасно для мальчиков.

 

Авторы Исследования АСЕ объясняют свои выводы с точки зрения нейрофизиологичексой теории. В результате постоянного переживание стрессовой ситуации ( токсического стресса, вызванного в частности ситуацией насилия), происходят необратимые изменения в организме человека, вызванные негативным влиянием на мозг высокого уровня гормонов стресса – кортизола и адреналина.

 И если адреналин распадается в течение нескольких часов, то стойкий к распаду картизол накапливается, изменяя химический состав крови и плазмы человека до состояния крайне негативного влияния на процессы нейрофизиологической регуляции и другие жизненные процессы, протекающие в организме человека.

«Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием – непрочно. Неверно и ненадежно». Януш Корчак.

ДРУГИЕ ФОРМЫ НЕДОСТОЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ДЕТЬМИ:

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье,

ожоги, удушение, грубые хватания, толкания, плевки, применение палки, ремня, оружия и т. д.

  • НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ, ОТСУТСТВИЕ ЗАБОТЫ О ДЕТЯХ (ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ПРАВАМИ И НУЖДАМИ ДЕТЕЙ)

воспитание, при котором не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении; невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре;

  • ЭМОЦИОНАЛЬНО ПАГУБНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ)

обвинение в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; отвержение ребенка; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; принуждение к одиночеству; совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или к другим детям; похищение ребенка; причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Насилие над ребенком - частое явление в обществе, распространенное во всех его сферах - в школе, на улице, в семье, в спорте, других общественных институтах. Его основными причинами являются отсутствие или низкий уровень родительских способностей в воспитании детей, а также сексуальные перверсии (в первую очередь педофилия). Отмечается ряд ситуативных актов насилия над детьми, вызванных распущенным половым поведением насильника и его окружения, размытыми межличностными границами между насильником и жертвой, а также условиями снижения функции контроля над поведением насильника под действием алкоголя и наркотиков.

Дети также бывают свидетелями опасных преступлений, таких как убийство или изнасилование другого человека, иных преступлений, часто совершаемых дома в рамках «домашнего насилия». Как минимум, при этом дети сами становятся жертвами психологического насилия, а также других видов и форм насилия.

  • ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.

УЗ «Копыльская ЦРБ»

Кабинет психологической помощи

Июль 2022